Иоанн Грозный или Иван Великий!? Царь Иван Васильевич в памяти народной. 

Иван Грозный-портрет из Копенгагенского музея

Пожалуй никакая историческая фигура не вызывает среди российского думающего сообщества больших споров, чем первый русский царь Иван Грозный. Бытует даже термин «Иван Великий». Но в старинном фольклоре сохранилась и совсем другая характеристика – «Царь – собака». Историк Владимир Кобрин писал: «Мало найдется в отечественной истории людей с такой стойкой популярностью в массовом сознании, как Иван Грозный. Вероятно, в этом феномене соединилось многое. И неизбывное чувство преклонения перед сильной личностью и несомненная яркость этого человека, особенно по сравнению с посредственностями, которых так много перебывало после него на русском престоле. И ужас перед садизмом и жестокостью, перед страшными казнями.

Разнообразен царь Иван в народном фольклоре. В одних песнях он - герой, взявший Казань. Правда, и под стенами вражеской крепости он проявляет необузданный, жестокий нрав: стоило чуть-чуть запоздать взрыву подкопа под городские стены по сравнению с царскими расчетами, как уже "государево сердечко рассердитовалось, приказал он пушкарёв казнить-вешать". И только нашедшиеся "в полку люди умные, люди умные, люди разумные" сумели уговорить царя не торопиться. И все же здесь он хоть и вспыльчив, но отходчив. В другой песне народ горько оплакивает Грозного: "Ты восстань, восстань, ты, наш православный царь... царь Иван Васильевич, ты наш батюшка!».

А как фольклорный царь Иван разговаривает с собственным сыном:
Тут стемнел царь, как темна ночь,
Зревел царь, как лев да зверь:
"Сказывай, собака, про измену великую!
Ты на братца скажешь, так братца не видать,
На себя ты скажешь, то свою головку потеряешь".

В другом же случае Грозный похваляется:
Первого боярина в котле велю сварить,
Другого боярина велю на кол посадить,
Третьего боярина скоро велю сказнить.

На российском Северо-западе появилась самая известная критическая сказка про Грозного царя – «Почему завелась на Руси измена».
В сказке рассказывается, что послал Иван Васильевич послов ко всем королям и князьям и потребовал платить ему дань. Короли и князья все собрались и написали грамоту, а в грамоте было сказано, что если царь Иван отгадает загадки, то дадут они ему 12 бочек золота и будут платить ежегодную дань. Если же не отгадает, то должен он с царства сойти. А загадок три: что удалее всех на свете, что милее всех на свете, что слаще всех на свете. Думали-гадали царевы бояре, князья и умные люди и ничего умного не нагадали.

Приходит срочное время, отправился царь на восток к белому камню для отгадывания загадок. По дороге встретил он мужичка-старичка, строящего церковь. Они разговорились и попросил царь о помощи. Старичок помочь обещал, но с условием, что когда царь получит 12 бочек с золотом, то одну ему отдаст. Царь обещал и тогда старичок сказал, что удалее всех на свете глаза - куда ни взгляну, тут же все вижу. Милее всех солнце красное, как засветит, все веселятся, а слаще всех вода - без нее жить нельзя. Поехал царь, сказал ответы и получил 12 бочек с золотом. Отправился назад, надо бочку с золотом старику отдавать. Стал царь со свитой советоваться. Много, говорит, у нас войска и все содержать надо, а старичок - зачем ему столько золота? Лучше мы вынем из бочки две части золота и всыплем песку, сверху оставим золото: старичок и не заметит.

Подъехал Иван Васильевич к старичку, - вот, говорит, тебе бочка золота. Старичок говорит: - Ну, Царь русский, Иван ты Васильевич и Грозный! Сам ты ввел измену в Русь православную, и никогда ты ее с этого времени не искоренишь, и ни другой кто либо; причиною всего этого ты сам, Царь. Я спас тебя и жизнь твою; ты обещал мне за это бочку золота, а вместо золота платишь песком.- Царь видит, что человек это не простой и слезно просил взять любую бочку золота. Старичок отвечает: В золоте твоем я не нуждаюсь, и жить буду без твоего золота, а нужна была правда; ты сам изменил правде, и измена эта, опять повторяю, на веки веков останется на Руси, и ни ты, и ни другой кто не может искоренить ее: всему этому злу причин. - И не стало перед царем ни старичка, ни церкви. Понял Иван Васильевич, что говорил с ним Господь Бог.

Попытаемся немного приоткрыть завесу таинственности над этим выдающимся государственным мужем. Ведь многие факты из его жизни известны только историкам, а плохая информированность порождает жуткие домыслы и ложные представления. Историк Руслан Скрынников полагал, что Иван Грозный первым в русской истории сделал террор сердцевиной государственного управления, при нем появилась крайне живучая традиция управления огромной и многонациональной страной в первую очередь через насилие. Апофеоз такой политики – опричный террор и погром Новгорода в 1570 году.

Иван Грозный находился у кормила власти с 1533 по 1584 гг., более пятидесяти лет, за это время произошло так много событий, что неудивительно, что ко времени его правления особый интерес. Поэтому эта работа разбита на несколько частей, каждая посвящена наиболее весомым событиям в жизни Ивана Васильевича и наиболее важным событиям в жизни государства. Самое пристальное внимание уделено Опричнине – наиболее важному учреждению царя Ивана Васильевича и всегда вызывавшей ожесточенные споры всех исследователей.

Hosted by uCoz