|
Габсбурги-3.Филипп IV. Тот самый король, которого писал Веласкес ? | |
король Испании Филипп IV
|
Королева Изабелла, первая жена короля Испании Филиппа IV
|
король Испании Филипп IV
|
знаменитая и самая загадочная картина, написанная Диего Веласесом - "МЕНИНЫ"
|
Король Филипп III умер, когда его наследнику исполнилось лишь 16 лет . Вступившему на трон испанских монархов Филиппу IV было суждено занимать его невероятно долго – 44 года и 170 дней!
Новый повелитель всех испанцев - Фелипе Виктор-де-ла-Крус был третьим из восьми детей и старшим сыном Филиппа III Испанского и королевы Маргариты (которая приходилась мужу его троюродной сестрой эрцгерцогини Маргариты Австрийской (его дедушки Филипп II Испанский и Карл II Штирийский, оба из рода Габсбургов были двоюродными братьями.
В возрасте семи недель был крещён в церкви монастыря Сан-Пабло в городе Вальядолид и его крёстным отцом стал «валидо» - любимец и фактический полновластный и неограниченный правитель Испании герцог де Лерма.
Когда инфант (традиционный титул принца из правящего королевского Дома, в переводе с испанского языка – «дитя», «ребёнок») дон Филиппе был подростком его крёстного герцога Лерму его многочисленным завистникам и врагам удалось «свалить», королевским «валидо» (и неограниченным правителем Испании) стал сын свергнутого Лермы - Кристобаль Гомес де Сандоваль-и-де-ла- Серда, герцог Уседа и маркиз де-Дения.
Когда Филипп вступает на престол, юный монарх незамедлительно отстранил герцога Уседу и над бывшим правителем было учреждено следствие (ничем, впрочем грозным для свергнутого фаворита усопшего Филиппа III не закончившееся) и назвал имя собственного «валидо» - Гаспар де Гусман-и-Пиментел-и-Веласко), больше известный в истории как «граф-герцог Оливарес). Традиция испанского фаворитизма продолжилась.
Граф-герцог Оливарес
Оливарес незамедлительно приступил к реформам: эти изменения были реализованы в четырех областях: реформа общественной жизни, развитие экономики, повышение благосостояния и укрепление испанской армии.
Начато было с расследования злоупотреблений и повальной коррупции предыдущего царствования. Под следствием оказались герцог Уседа и герцога Осуна, было конфисковано имущество свергнутого ранее герцога Лермы и отдан под суд правая рука Лермы - Родриго Кальдерон, вызывавший наибольшое возмущение и всеобщую ненависть. Казнён никто не был.
Особое внимание правительства было уделено общественной морали, а особенную заботу получил вопрос демографический – правительство было очень заинтересовано, чтобы в семьях испанцев было много детей и таким образом население Испании увеличивалось.
Была сделана (отцами-иезуитами, уже давно задававшими тон во внутренней и внешней политике Испании) первая попытка полностью покончить с проституцией.
Оливарес с полного соизволения юного Филиппа сделал попытку упорядочить налоги, поставив принцип их более справедливого распределения и некоторого облегчения положения бедняков.
Дворяне стали главным препятствием приведения этой реформы в жизнь, полностью саботировали новый налог импорт предметов роскоши .
Напротив налоговое бремя усиливалось, вводились дополнительные налоги и поборы с населения, которое становилось все беднее и беднее, а вместе с народом беднела и отставала в развитии и сама Испания.
Затея Оливареса организовать национальный Банк провалилась (в частности из-за сопротивления дворян) и выход нашёлся в предоставлении займов у еврейских банкиров Португалии.
Постепенно финансовое и экономической положение Испании ухудшалось, политика военного вмешательства на стороне католиков в Европе и в Германии стоила огромных денег, временно давало «передышку» массивный приток золота из испанских колоний в Америке, но всё равно оно не задерживалось в казне и мгновенно «съедалось» велико-имперской безумно дорогой политикой Испанского Двора.
Пагубная практика продаж государственных должностей и мздоимство должностных лиц расцвело буйным цветом.
Таким образом Долгая Эпоха короля Филиппа Четвёртого характеризуется противоречием: с одной стороны это пик Могущества Испании (именно поэтому в центре Мадрида перед Королевским дворцом стоит памятник Королю Испании и заморских владений Филиппу Четвёртому как Вечный Символ «Великого Испанского Века»).
Но с другой стороны – это начало движения вниз, перенапряжение сил и усталость от «Бремя господства над половиной мира».
Но уделив необходимое внимание Эпохе, возвратимся к фигуре короля, к его перипетиям долгой жизни – в возрасти десяти лет его обручили с принцессой Елизаветой – старшей дочерью короля Франции Генриха IV (знаменитого Генриха Наваррского Дюма, супруга Королевы Марго). Но матерью её была не Королева Марго, а Мария Медичи. А Людовик XIII был младшим её братом. С 1621 по 1644 Елизавета была, таким образом, королевой Испании, (интересно, что, приехав в Испанию Елизавета сменила имя став Изабеллой, т.к. имя Елизавета у испанцев непопулярно ).
У юной Елизаветы-Изабеллы был тайный поклонник – Перальта - Хуан де Тассис-и-Перальта, граф Вильямедьяна, между прочим, выдающийся поэт эпохи барокко, он прославился при дворе колкими эпиграммами на герцога Лерму, некоронованного властелина Испании при отце ФIV – Филиппе III. Граф был под наблюдением Инквизиции, подозревался в содомии, 21 августа 1622 он погиб во время пожара на «балу Масок» в Мадриде, среди возможных заказчиков убийства называют короля Филиппа IV и графа-герцога де Оливареса.
Позднее, в XIX в., это загадочное убийство стало темой нескольких народных романсов, а затем — исторических драм и романов.
Последний ребенок Елизаветы-Изабеллы, инфанта Мария-Тереса, позже станет королевой Франции, выйдет замуж за племянника, будущего короля Людовика XIV.
Елизавета-Изабелла была известна своей красотой, умом и благородством, которые сделали ее очень популярной у испанского народа.
Однажды она сыграла важную политическую роль в истории – в 1640 началась «война жнецов» - католонское национальное восстание. Восстание стало ответом на попытки графа-герцога Оливареса уничтожить традиционную автономию.
Основными причинами недовольства стали набор католонцев в итальянскую армию испанского короля и размещение на территории Каталонии королевской армии, укомплектованной иноземцами. Местная элита выдвинула лозунги отделения Каталонии от Испании. За помощью она обратилась к французскому королю Людовику XIII, который находился в состоянии войны с испанцами.
Мятеж полыхал до 1659 г, почти 20 лет, выход был найден после военного поражения восставших, королева выступила «заступницей католонских подданных» перед супругом, противостоя всемогущему графу-герцогу Оливаресу. Слабая женщина победила, взяв с короля Филиппа IV обещание подтвердить старинные каталонские привилегии (которое и было отчасти исполнено в январе 1653). А вскоре Оливарес пал.
В 1629 родился старший сын Филиппа и Елизаветы-Изабеллы – Бальтазар-Карлос. Он носил титулы Принца Астурийского и Принца Португалии. В 1646 году он отправился на север Испании со своим отцом. Он заразился оспой в Памплоне, столице Наварры Он умер в возрасте шестнадцати лет 9 октября 1646. Для отца, недавно потерявшего супругу его смерть стала страшным ударом.
Оставшись без наследника, Филипп в 1646 году женился вновь – и опять к несчастию решено было «крепить родственные связи в доме Габсбургов» - его избранницей стала родная племянница, дочь родной сестры Марии-Анны и императора Фердинанда II - Марианна Австрийская. Этот брак привёл к катастрофе – ЧЕТВЁРТЫЙ ПОДРЯД кровнородственный брак (имбридинг) в генетическом отношении означал то же самое, если бы Филипп женился на родной сестре !
Филипп и Веласкес
Мы имеем портретную галерею всех без исключения членов семьи короля Филиппа IV , написанных кистью одного и того же великого художника – Диего Веласкеса.
Ещё в 1623 году молодого Веласкеса представили ко двору и он написал свой первый портрет короля Филиппа. В 1627 король объявил конкурс на звание лучшего художника Испании и на нём победил Диего Веласкес.
У Филиппа установились очень хорошие, даже дружеские отношения с художником, он неизменно заказывал один за одним портреты своих детей, спонсировал творческую поездку Веласкеса в Италии, длившуюся полтора года.
По примеру короля своей портрет Веласкесу заказал и граф-герцог Оливарес. Скульптор Хуан Мартинес Монтаньес работая над конным памятником королю (который, как сказано выше, сейчас стоит в самом центре Мадрида) использовал опять таки одну из картин Веласкеса, где король изображён верхом на лошади.
Когда в 1642 и 1644 король совершил поездку в Арагон Веласкес неотлучно находился при Филиппе.
Менины
В 1656 Веласкес пишет свою самую прославленную картину – Менины. Эта необычная картина не просто изображает королевскую Семью – в центре её – юная инфанта Мария-Тереса. А рядом с кистью в руке стоит сам Веласкес. Рядом с художником – зеркало, в котором заключается главная загадка и тайна картины, предположительно в нём отражаются силуэты родителей юной инфанты – короля Филиппа и королевы Марианны.
Зашифрованный тайный и глубокий смысл, скрытый от глаз непосвященного человека.
С этим моментом (предположительно) связан тайный ритуал испанской и европейской традиционной монархической СВЕРХИДЕИ. Шедевр Веласекса (он находиться в королевском Музее Прадо) собой олицетворяет христианскую и католическую Европу и перед ним происходит «посвящение и причащение» некоему тайному монархическому Ордену, который якобы негласно и незримо наблюдает и направляя определяет политические процессы.
|